Для деловой и политической элиты Новосибирской области визит президента РФ Владимира Путина имел не только практическое, но и символическое значение. В какой-то мере закономерно губернатор Владимир Городецкий не спешил с формированием областного правительства, ожидая приезда Путина и торжественного завершения самого масштабного регионального инвестиционного проекта последних лет. Мост, успешно сданный в присутствии главы государства, скрепил единство уровней власти и поддержал легитимность свежеизбранных руководителей области и города.
Владимир Путин прибыл в Новосибирск на следующий день после своего дня рождения. Как сообщили «КС» источники в бизнес-кругах Новосибирска, 7 октября президент побывал в туркомплексе «Бирюзовая Катунь». В ней «КС» подтвердили, что Владимир Путин был на территории комплекса на свой день рождения, а остановился, вероятно, в своем поместье, расположенном примерно в 300 км от «Бирюзовой Катуни» — недалеко от Онгудая, откуда следует охраняемая качественная дорога. При этом собеседник «КС» в «Усадьбе Саржевских» поведал, что президент помимо прочего посетил расположенный на территории туристической зоны памятник Джону Леннону.
Уже на следующий день Владимир Путин запланированно оказался в Новосибирске. Мэрия города, а конкретно ее департамент культуры во главе с Анной Терешковой, попыталась обыграть символику путинского визита в унисон концепту «скреп» из последнего президентского послания. Так, на пути следования кортежа в городе были размещены билборды, при взгляде на которые Путин должен был почувствовать, что его встречают здесь креативные единомышленники.
Перед заседанием президиума Госсовета президент открыл движение на Бугринском мосту. Путин въехал на мост в сопровождении кортежа с левого берега Оби. Выйдя из машины, Путин направился в палатку, где недолго переговорил с представителями новосибирских властей, затем подошел к выстроившемуся коллективу «Сибмоста», чтобы поздравить с завершением строительства. Мост уникален, оценил Путин: «Главное в том, что он очень был нужен людям. Сейчас город будет развиваться, это и для экономики города очень правильно и своевременно — жилищное строительство будет развиваться активнее. Две федеральные трассы объединяются, появляется дополнительный выход на аэропорт Толмачево. В общем, для развития инфраструктуры Сибири это очень важный объект».
Когда по мосту начала свое движение спецтехника «Сибмоста», мэр Новосибирска Анатолий Локоть обратился к президенту с предложением нанести изображение, вероятно, нового символа города на денежную купюру. Градоначальник отличился и до начала официальной церемонии — когда объяснил журналистам, что изогнутая арка Бугринского моста является «скрепой России».
Как известно, общая сметная стоимость возведения Бугринского моста составила 17 117,44 млн рублей, из которых 5835,57 млн рублей выделил бюджет Новосибирска, 3879,14 млн рублей — областной и 7402,73 млн рублей — федеральная казна. «Это действительно труд большого коллектива — за 4,5 года освоить 17 млрд рублей», — отметил Владимир Городецкий на встрече с журналистами днем позже, в четверг. Глава региона признал, что Бугринский мост не может кардинальным образом изменить сложную транспортную ситуацию в городе. Следующим важным транспортным объектом для Новосибирска, помимо четвертого моста, станет 30-километровый Юго-Западный транзит — проект Владимир Городецкий оценил в 25 млрд рублей. Трасса станет продолжением Бугринского моста, соединит Северный и Восточный объезды, таким образом, обходное транспортное сообщение будет закольцовано, что позволит грузовым фурам не заезжать вглубь города. В ходе кулуарной беседы с президентом губернатор попросил поддержать проект Юго-Западного транзита федеральным софинансированием, поделился он с журналистами. В свою очередь Путин поручил министру транспорта Максиму Соколову и заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу рассмотреть этот вопрос, уточнил Городецкий.
В свою очередь заседание госсовета, прошедшее в среду в новосибирском «Экспоцентре», было посвящено развитию дорожной отрасли и имело федеральную повестку, Новосибирску и области внимания было уделено не более, чем другим регионам.
В «Экспоцентре» президент успел осмотреть выставку с новыми разработками в дорожном строительстве. Возможно, под впечатлением от увиденного в самом начале заседания Путин обозначил, пожалуй, одну из главных проблем дорожной отрасли в стране — их делают по стандартам 30–40-летней давности. «Это очень странно, материалы есть, технологии есть, а по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно использовать», — посетовал Путин.
Он еще раз напомнил собравшимся об основном ориентире отрасли — удвоении строительства и реконструкции автодорог в ближайшие 10 лет. Сделать это, как стало понятно из выступлений участников, будет крайне проблематично. «В части федеральных дорог у нас была стойкая уверенность в исполнении этой задачи в установленные сроки. Но в этом году экономика диктует свои условия, сокращается финансирование дорожного хозяйства. За два предстоящих года сокращение составит почти 36 млрд рублей», — отметил Максим Соколов.
Если для федеральных дорожных проектов, это, по словам министра, может быть, и не критично, то по региональным дорогам «уже сейчас есть понимание трудностей». Соколов признался, что пока решение о дополнительном финансировании не найдено. Удвоить количество дорог в стране к 2023 году не получится, заключили участники мероприятия, потому заглавный вопрос был обозначен: «Как сохранить старые?».
В этом году региональные бюджеты недополучат акцизных сборов на нефтепродукты. Так, в Новосибирской области эта цифра составила 1,2 млрд рублей. В других регионах она может доходить до 2 млрд. Эти средства при планировании бюджета были заложены в программу дорожного строительства.
Руководитель рабочей группы Госсовета, президент Татарстана Рустам Минниханов предложил увеличить акцизы на все виды ГСМ на 1 рубль, «чтобы эти средства шли на дороги местного значения». В ответ Аркадий Дворкович напомнил, что эта мера автоматически приведет к увеличению цен на бензин.
Впрочем, Рустам Минниханов также предложил отдать в региональные фонды средства, полученные от взимания платы за проезд по федеральным дорогам транспорта массой свыше 12 тонн, признавшись, что других источников получения денег рабочая группа пока не нашла.
Сам закон о сборах с большегрузов массой свыше 12 тонн заработает осенью следующего года. Планируется, что в дальнейшем его действие распространится и на трассы регионального значения и на грузовой транспорт с меньшей массой. «Мы серьезно продвинулись в понимании необходимости компенсации ущерба, который наносится дорогам не только тяжелыми машинами, но, как и в Европе, транспортными средствами общей массой от 3,5 тонны», — пояснил Максим Соколов.
Сравнения с Европой в выступлениях губернаторов и членов правительства звучали довольно часто. Это касалось и передовых технологий, и строительства сети сельских дорог. И хотя поездки за опытом в европейские страны сейчас не в моде, наверняка прошлых впечатлений хватит надолго.
Впрочем, полезные примеры для развития дорожной отрасли нашлись не только за границей. Так, президент ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин предложил распространить опыт Москвы и Сочи по расселению жителей домов, попадающих в зону строительства значимых объектов, на всю Россию. Он попросил президента упростить процедуру выкупа земельных участков у частных владельцев.
Вероятно, в ближайшее время дорожному хозяйству регионов придется существовать в режиме экономии средств или осваивать вслед за Москвой механизмы частно-государственного партнерства. «Очевидно, что многое можно сделать даже исходя из тех финансовых возможностей, которые у нас есть, надо только эффективнее эти средства расходовать», — резюмировал Владимир Путин.
После заседания президиума Госсовета представители Федерального дорожного агентства рассказали о тех мерах, которые предпринимаются для того, чтобы сохранить уже имеющиеся дороги. Здесь дело также не обошлось без западных «ориентиров». По словам заместителя руководителя «Росавтодора» Игоря Астахова, одно из приоритетных направлений, которым сейчас занимается агентство — это внедрение пунктов автоматического весового контроля. На данный момент действует всего 14 таких пунктов в восьми субъектах РФ, хотя должно быть, по оценкам экспертов, не менее 400. Нарушение весовых нормативов, по словам Игоря Астахова, это одна из причин, по которым разрушаются дороги. В качестве примера он привел данные по нарушениям весогабаритных нормативов: в Европе эта цифра составляет 2–3%, в России — от 34% до 40%, в отдельных регионах, в частности, в Бурятии, достигает 98%. Тем не менее, отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, в Татарстане, президент которого предложил увеличить акцизы, объем нарушений составляет всего 11%. «В регионе активно работает вместе с ГИБДД специальная служба по контролю за перевозками. Водители знают это и стараются объезжать Татарстан», — пояснил Астахов.
Основные достижения в сфере снижения нарушений озвучил директор ФКУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» Константин Угаров. На данный момент действует единая система мониторинга тяжеловесных перевозок, которая объединяет все автоматические пункты весового контроля. Комплексная система состоит из трех этапов: создание сети автоматизированных пунктов весового контроля, регулирование тяжеловесных перевозок, взаимодействие с органами ГИБДД. «Три дня тому назад мы зарегистрировали электронные сервисы, один осуществляет передачу данных о нарушениях, второй нужен для оперативной проверки подлинности предъявляемого специального разрешения», — рассказал Угаров.
Специальные разрешения выдаются для перевозки сверхнормативных грузов (максимальная масса грузового средства — 40 тонн). В прошлом году было выдано более 400 тыс. разрешений. Для каждого перевозчика составляется индивидуальный маршрут в зависимости от характеристик груза и дорог регионов, по которым планируется перевозить груз. Чем выше масса транспорта, тем дороже стоит перевозка. Сроки выдачи разрешения составляют 15 суток. Константин Угаров подчеркнул, что это не настолько большой срок по сравнению с Европой: «Это долго, но в европейских странах есть сроки выдачи и по 30 суток, или вообще не оговариваемый по продолжительности период. У нас в России менталитет вседозволенности, всем хочется получить разрешение «завтра».
Континент Сибирь |