В поисках комфорта
По настоящему «элитных» комплексов отдыха на Алтае мало, уверенно констатируют все участники рынка туристических услуг Алтая. Этот факт признают и в правительстве Республики Алтай. При этом большинство отелей, гостиниц, туристических баз возводилось и продолжает строиться без ориентации на какую-то систему классификации (по аналогии с международными критериями, которые выражаются в числе звезд, присваиваемых отелю), исходя из личных представлений владельцев о необходимом и допустимом сервисе. Так, зачастую в качестве «люкса» предлагаются номера, состоящие из одной комнаты, или имеется классификация «улучшенный», которая в каждом конкретном случае трактуется по-разному. «Разобраться в таких хитросплетениях трудно даже специалисту, не говоря о туристах«, — констатирует директор туристического агентства «Хорс-Тур», вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Шушакова.
Как правило, на туристических базах Алтая имеется по несколько номеров повышенной комфортности, наличие которых, однако, не позволяет относить подобные объекты в целом к элитным. «До элитных они не дотягивают не только по площади и оснащению номеров, но и из-за отсутствия на территории туркомплексов необходимой инфраструктуры: spa-салонов, парикмахерских, открытых и закрытых бассейнов, тренажерных залов, бутиков и т. д.», — считает директор турфирмы «Плот», член правления АРАТ Александр Смирнов. Под концепцию «элитных» более всего подходят «Турсиб«, «Ареда-3», «Алтай Вилидж», «На Шумах», «Седьмое небо». «Сказать, что эти объекты полностью соответствуют категории отелей класса «люкс« пока нельзя, но они стремятся поддерживать сервис на стабильно высоком уровне. Да и ассортимент предлагаемых ими услуг приятно отличается от традиционно присутствующих в других местах, — считает Елена Шушакова. — Так, «Ареда-3» позиционирует себя как место для семейного отдыха. В номерах есть детские кроватки, в ресторане предлагают детское меню, на территории — детские площадки и бассейн. «Турсиб» развивает корпоративное обслуживание — имеется хороший конференц-зал, созданы замечательные программы по team-building для сотрудников фирм. «Алтай вилидж» сосредоточился на оказании оздоровительных услуг: имеется очень хороший spa-салон, планируется запуск собственной пантолечебницы. «Седьмое небо» отличается обилием цветов на территории, отель располагает пятью бассейнами. «На Шумах», помимо хороших номеров, может предложить неплохую винную карту в баре отеля. Цены на проживание в таких комплексах довольно высоки — от 1880 рублей в сутки на человека без питания (стоимость номера от 3000–3500 рублей).
Выделяется и группа комплексов, достойных трех звезд или близких к ним: «Салют», «Марьин остров», гостиница Зернобанка, «Усадьба Саржевских«, «Стик-трэвэл», «Лагуна«, «Печки-лавочки». Они хорошо подойдут для семейного отдыха, проживания с детьми. Как правило, цены здесь несколько ниже. «До звания «элитных» им порой не хватает стабильно высокого сервиса, иногда возникают проблемы с кухней и качеством работы персонала. Средняя цена места в номере с удобствами — от 1100 рублей, — продолжает Елена Шушакова. — Я также выделила бы в отдельную категорию несколько комплексов, которые у нашего агентства находятся на особом счету. Это «Адару», «Денисова пещера», новый, еще совсем мало известный «Пеликан«. Для них характерна особая атмосфера обслуживания, здесь можно говорить об идеальном сочетании »цена-качество«, особенно если учесть комплекс услуг, входящих в стоимость тура».
Кроме качества проживания и обслуживания, важнейшими критериями при выборе места отдыха являются ландшафт и водоем — естественный или искусственный. Для Горного Алтая это очень важная составляющая, поскольку температура воды в горной реке Катунь даже летом, как правило, не поднимается выше плюс 14 градусов. Поэтому вновь строящиеся туркомплексы стремятся обзаводиться собственными бассейнами. Привлекательными также являются возможности пантолечения, фитотерапии и т. д.
Цена имеет значение
Вопрос цены также является одним из основных при выборе места отдыха. Алтайские турагентства уверяют, что элитный отдых на Алтае сегодня дороже, чем аналогичный по качеству в Турции или Египте, даже с учетом авиаперелета. «Стандартный двухместный номер в трехзвездочной гостинице в Турции или Китае стоит в среднем $25 (т. е. 600 рублей), включая завтрак на двух человек. На Алтае зачастую столько стоит место в палатке, а цены в элитных комплексах доходят до $100–150 за номер без питания, — говорит Елена Шушакова. — Если сравнивать, что за эти деньги клиент получит в зарубежных и в алтайских гостиницах, становится понятно, что зачастую решение туристами принимается не в пользу последних. К тому же сервис в алтайских отелях порой настолько «ненавязчив«, что его совсем не наблюдаешь».
Несколько оптимистичнее на эту проблему смотрит исполнительный директор туристической компании «Спутник-Алтай», член президиума АлтТПП Вера Матюхина. «Многие платежеспособные туристы из-за пределов Алтая, наездившись по миру, все чаще предпочитают нашу уникальную природную «глушь», — отмечает она. — Они все больше начинают ценить сочетание хвойного запаха с шумом горной реки, звенящей тишиной леса. А сплав в горах дает больше адреналина, чем морской «банан«. Поэтому, несмотря на высокие цены, строящиеся комфортабельные туркомплексы и пока не идеальный сервис, спрос на дорогие гостиницы превышает предложение и имеет тенденцию к увеличению». Однако, по словам Матюхиной, если под элитным отдыхом понимать не только комфортабельное размещение, а некую программу с набором дорогостоящих услуг, то, например, цена десятидневного пребывания на базе комплекса «Турсиб», являющегося одним из самых подходящих под статус «элитного» с набором пантовых процедур, конных и пеших экскурсионных программ, кратковременных вертолетных прогулок может составить до 100 тыс. рублей на человека. Это равноценно по стоимости аналогичному отдыху в Турции, Болгарии, Египте, Испании в отелях не менее четырех звезд, при этом в стоимость войдет и авиаперелет.
Комментируя ценовую политику в интервью «КС», министр туризма, предпринимательства и инвестиций правительства Республики Алтай Евгений Ларин отметил, что «высокая стоимость туристических услуг определяется нормальными рыночными отношениями». Немалые цены являются следствием высокого спроса на отдых в Горном Алтае, «о чем говорят 80%-ная сезонная загрузка туристических объектов», а также большие затраты хозяйствующих субъектов на содержание объектов в связи с сезонностью работы значительной части туристических предприятий.
Игроки туристического рынка с некоторым оптимизмом смотрят в будущее. «Со временем цены начнут выравниваться и даже падать. С одной стороны, будет увеличиваться предложение в связи с активным строительством комфортабельных туркомплексов. Это мы уже видим, и предложение, по-видимому, будет нарастать. С другой стороны, идет работа, которая позволит снизить издержки за счет круглогодичного использования туристических объектов и предоставления разнообразных видов отдыха: начинает развиваться горнолыжный туризм, оздоровительный отдых, большие перспективы мы видим за деловым туризмом«, — отмечает Александр Смирнов.
Только для своих
Для полноты картины необходимо отметить еще один небольшой сектор — ведомственные отели и базы. Примером могут служить комплекс Зернобанка или гостиница «Киви-Лодж», акционером которой, по данным турагентств, является правительство Республики Алтай, или отель в районе озера Ая, принадлежащий казначейству Алтайского края. Появление таких объектов практически не влияет на туристический рынок, но все же порой довольно интересно для людей, ценящих комфорт и уединение, а также для корпоративных клиентов. Как правило, в таких случаях речь идет о сравнительно небольших по территории туркомплексах закрытого типа. «Все, кто начинал строить «немного для себя», рано или поздно осознавал, что это дорогое удовольствие: ведь содержать объект нужно круглый год, — отмечает Вера Матюхина. — Строительство «под себя« предполагает иные логистику и дизайн, другой алгоритм эксплуатации. Для снижения затрат хозяева пытаются работать на рынке и предоставлять свои возможности для корпоративных клиентов. Однако в некоторых случаях это приводит к весьма неприятным ситуациям. Например, мне известен случай, когда в ведомственном туркомплексе был введен малопонятный для отдыхающих порядок — разуваться в прихожей. Приехавшие на праздничное корпоративное мероприятие люди были соответствующим образом одеты — мужчины в костюмах, дамы в вечерних платьях и на шпильках. А им предложили надеть шлепанцы, да еще и поношенные». К тому же у такого рода заведений есть еще один важнейший минус — в приоритете размещение хозяев и их гостей. Поэтому зачастую возникают проблемы с уже приобретенными турами: их приходится аннулировать. Исходя из этого многие туристические компании вычеркивают такие позиции из своих предложений для клиентов.
Еще одна тенденция последних лет — появление частных, семейных домов отдыха. Появились весьма комфортабельные коттеджи, где может разместиться дружная компания. Среди таких коттеджей есть и элитные, и закрытые.
Близкое будущее
Для гармоничного развития рынка туристических услуг Алтая и особенно его «элитного» сектора сегодня недостаточно активно наращивать объемы комфортабельного размещения и повышать уровень сервиса. Не менее важно формировать соответствующий турпродукт. «Важная составляющая элитного отдыха — индивидуальные туры со сложной комбинированной программой, требующей высокого профессионального мастерства организаторов. Например, для экскурсий в горы необходим компетентный и эрудированный гид-экскурсовод, знающий различия между бурханизмом и шаманизмом, инструктор, который организует баню на берегу горной реки. По всему маршруту нужно организовать качественную транспортировку, экологичное питание и на туркомплексах, и на активной части маршрута. В элитный турпакет может входить и облет горы Белухи с посадкой для пикника, посещение других заповедных мест, оздоровительные программы на базе пантолечения, лечения травами и т. д. Стоимость такой программы может составить 100 — 150 тыс. рублей на человека, а возможно и более, — резюмирует Вера Матюхина. — Но подобные программы будут стоить потраченных денег».
"Континент-Сибирь" №28 (601) 18.07.2008г.
|